Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Опыт работы

ВОЗМОЖНОСТИ ПРОФИЛИЗАЦИИ ПРЕПОДАВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ CLIL
                                         Аббревиатура  CLIL означает Content and Language Integrated Learning - интегрирование преподавания иностранного языка и других учебных дисциплин. Впервые термин был предложен Дэвидом Маршем (David Marsh, University of Jyväskylä, Finland) в 1994 году. По первому определению этот вид преподавания характеризовал учебные ситуации, когда дисциплины или их отдельные разделы преподаются на иностранном языке, таким образом преследуя двуединую цель: изучение учебного предмета и одновременное изучение иностранного языка. Марш продолжил свои исследования, и уже в 2001 году сущность методики была истолкована следующим образом: CLIL рассматривает изучение иностранного языка как инструмента для изучения других предметов, таким образом формируя у учащегося потребность в учёбе, что позволяет ему переосмыслить и развить свои способности в коммуникации, в том числе на родном языке. (D. Marsh, B. Marsland & K. Stenberg, 2001). Наиболее распространённым сегодня является следующее определение: дидактическая методика, которая позволяет сформировать у учащихся лингвистические и коммуникативные компетенции на неродном языке в том же учебном контексте, в котором у них происходит формирование и развитие общеучебных знаний и умений.

Отправной точкой для восприятия методики является признание того факта, что каждый студент или учащийся является разумной и образованной личностью, но продемонстрировать свой интеллект он может только на родном языке.  Попадая в ситуации общения на иностранном языке,  студенты оказываются неспособны показать свои знания в областях специальных знаний – строительство, педагогика, медицина и т.д.  Без знаний иностранного языка для этих специальностей они не имеют возможности общения в профессиональном контексте. Кроме того, студенты могут быть ограничены в доступе к информационным ресурсам по нужным им специальностям и не иметь возможности для эффективного профессионального роста. Профилизация преподавания иностранных языков позволит отойти от привычных контекстов типа «Еда», «Семья», «Увлечения» и обратиться к коммуникативным ситуациям, типичным для будущего профессионального и общечеловеческого общения студентов. Таким образом, функциональный подход к преподаванию иностранного языка позволяет достичь ещё большей эффективности за счёт предложения широкого общеобразовательного пространства в качестве учебного контекста.

Европейские институты рассматривают в методике CLIL следующие составляющие:

·         Культура

·         Учебный процесс

·         Образовательное и жизненное пространство

·         Язык общения

·         Предметное содержание.

Характерными для занятия в формате CLIL являются следующие элементы (4 «С» методики CLIL):

  • Content – содержание. Необходимо стимулировать процесс освоения знаний и развития умений по предмету.
  • Communication – общение. Необходимо учить студентов использовать средства иностранного языка для получения знаний по предмету.
  • Cognition – мыслительные способности. Необходимо развивать мыслительные способности студентов для лучшего понимания языка и предмета. Достижению этой цели  помогут задания для аналитического или критического чтения и письма, задания по вычленению главного, сопоставлению, догадке, нахождению связей и т.д.
  • Culture – культурологические знания. Понимание особенностей, схожестей и различий отдельных культур поможет студентам эффективнее социализироваться в современном поликультурном пространстве, лучше понять собственную культуру и стимулировать её сохранение и развитие.

При проектировании учебного курса преподаватель должен учитывать такие факторы, как: возраст студентов, их социально-лингвистическое окружение, степень знакомства с изучением предметов на иностранном языке.

Проведение занятий в формате методики CLIL предполагает, с одной стороны, повышенные требования к преподавателю иностранного языка, которому придётся быть готовым привлекать к подготовке и/или проведению занятий коллег с других предметных кафедр. С другой стороны, студенты отмечают, что занятия по иностранным языкам зачастую гораздо интереснее занятий по другим предметам, так как преподаватели используют разнообразные формы подачи материала, организации работы, делают акцент на индивидуальную и творческую деятельность студентов. Это значит, что изучение основных предметов станет для студентов намного интереснее и эффективнее, если будет происходить в рамках деятельностного и коммуникативного подхода, свойственного занятиям по иностранному языку.

Особые требования предъявляются и к подбору учебного материала и разработке заданий к нему. Таким образом, перед преподавателем ставятся следующие задачи:

·         Материал по учебному предмету должен быть подобран на уровне сложности чуть ниже актуального уровня знаний студентов на этом предмете на родном языке. Тексты должны быть тщательно отобраны и снабжены достаточным количеством заданий для понимания и освоения материла.

·         Задания по обработке текста должны быть построены с акцентом на предметное содержание, вовлекать студентов в процесс понимания, проверки, обсуждения главной мысли текста.

·         Задания должны показывать особенности лингвистических форм, отрабатывать умение в их создании, употреблении, использовать различные виды проверки и оценки (в том числе взаимоконтроль).

·         Задания должны стимулировать самостоятельную и творческую деятельность студентов, коммуникативные задания для устного и письменного общения на иностранном языке.

·         Студентов следует ознакомить с конпенсаторными стратегиями для решения языковых, содержательных и коммуникативных сложностей.

Выбор учебных материалов будет зависеть от структуры курса, определённой учебным учреждением. Существует три базовые модели курса:

·         Расширение языкового образования – один или два часа в неделю посвящаются работе с материалами по отдельным темам предмета или нескольких предметов.

·         Модульное преподавание – на различных этапах учебного процесса включаются модули изучения отдельного или нескольких предметов на иностранном языке.

·         Частичное слияние с предметом – до 50% учебных занятий по иностранному языку проводятся в формате методики CLIL. По содержанию учебный материал может повторять или дополнять материал, изученный на основных занятиях по предмету.

При правильном учёте всех вышеперечисленных факторов курс, основанный на методике CLIL, позволит решить следующие учебные цели и задачи:

  • Повысить мотивацию студентов к изучению иностранного языка;
  • Научить студентов осознанно и свободно использовать иностранный язык для решения повседневных задач общения;
  • Развивать у студентов знание и понимание других культур;
  • Подготовить студентов к возможности продолжения образования и работы в глобальном контексте и, главное –
  • Развивать лингвистические и коммуникативные компетенции посредством использования иностранного языка в естественном и современном виде.
Категория: Опыт работы | Добавил: olga (29.01.2012)
Просмотров: 4720 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]