Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Опыт работы

Применение компетентностного подхода при обучении письму
    Сегодня одним из ключевых понятий в образовании является компетентностный подход. В соответствии с этим подходом знания, усвоенные в рамках учебного курса, должны послужить основой умений решать задачи коммуникации.
    При обучении письму мы отталкиваемся от анализа образца выполненного задания и в дальнейшем прорабатываем последовательно этапы выполнения этого задания, причём по каждому этапу преподаватель знакомит студентов со стратегиями его выполнения.
Так, чтобы написать эссе об учителе, мы знакомимся с примером его выполнения:
Teachers
In my country, teachers are the most important workers for the community. They have the highest salaries and the shortest time of working. However, I have learned that teachers in the United States do not have as much income as teachers in Kuwait. * They work harder and longer hours. Another difference is that in Kuwait, we do not have any women teachers in men’s schools. * In the United States, many teachers are women. I find this very strange and unusual. Finally, in my country, teachers have a stronger relationship with their students than teachers in the United States. I think that this is because of the shared language and because of the longer time that students study with their teachers. In Kuwait, teachers teach their students all day for a year. * In the United States, student meet with several teachers, one for each class. * Classes last a shorter time, sometimes only two months. For these reasons, I prefer the teachers in Kuwait.
Naser Al-Gabandi
Kuwait
В данном случае наша задача – научить студентов использовать союзы для связи предложений. Для более внимательной проработки образца предлагаем несложные задания, например
1.    underline 5 comparative adjectives in the paragraph.
2.    put parentheses () around the negative verbs.
3.    put brackets [] around 5 prepositional phrases. Circle the noun (pronoun) that follows each preposition.
4.    join 2 sentences with (, and) or (but) where you see the asterisks *.

Далее, прежде чем предложить студентам писать, мы даём им следующие задания, которые призваны сформировать у них алгоритм выполнения письменной работы:
Write a paragraph about the best teacher you have had.
1.    as you plan your paragraph,
a)    answer some of the questions below:
-    Who was your best teacher?
-    What qualities made that teacher (class) the best?
b)    Give at least 3 examples to show why you chose that teacher.
Because ____________________________________
For example _________________________________
2.    as you write your paragraph,
a)    use comparative adjectives
b)    use because and so to join clauses
c)    use and or but to join clauses

Но и после этого задание нельзя считать выполненным, ведь необходимо сформировпать навыки (само)проверки. Поэтому мы предлагаем:
3.    share your paragraph with a partner. Read your partner’s paragraph and mark the devices.
4.    to help your partner,
a)    ask questions that will make the paragraph more interesting
b)    give suggestions that will make the paragraph more interesting
c)    underline any language problems that you find.

Анализ работы товарища должен подсказать студенту, что в его собственной работе могли быть подобные ошибки. Мы возвращаемся к своему творчеству, изучаем замечания партнёра:
5.    now, reread your paragraph. Use your partner’s questions and suggestions to revise your paragraph.
И только после этого
6.    rewrite your paragraph.    
Безусловно, такая трудоёмкая работа возможна именно на этапе формирования навыков письма. Для последующей, «рутинной» отработки этих навыков мы будем использовать способы, не требующие такой затраты учебного времени. Например, для (само)проверки написания личного письма мы вместе с учащимися составили список «контрольных вопросов», на которые они отвечают по завершении выполнения задания:
    Why is А writing this letter?
    Who is going to read it?
    What is their relationship?
    What does В want to know form the letter?
    Does the letter tell him that?
    Does the letter have a thank-you paragraph?
    What is the topic of each of the paragraphs?
    What is the topic sentence for each paragraph?
    Does each paragraph start on a new line?
    What linking phrase introduces the paragraph?
    Does the letter give the closing paragraph? What is the excuse to finish the letter?
Этот список может меняться, в зависимости от того, над каким аспектом выполнения письменного задания вы работаете.
Раз в обучении мы опираемся на формирование компетентностей, то и  оцениваться должны именно умения осуществлять коммуникацию. Студент  выполняет задание по письму и получает оценку, которая показывает, например, 1) насколько он справился с заданием; 2) насколько богат его язык лексически и грамматически; 3) насколько логично были изложены факты и обоснования и т.д. Аспекты оценки должны совпадать с требованиями государственного Стандарта и могут быть определены /сформулированы  как индивидуально преподавателем, так и на заседании кафедры (что, безусловно, лучше для выработки общей концепции учебного учреждения и обеспечения преемственности). В своей практике я ориентируюсь на принцип сотрудничества с учащимися, поэтому на установочных занятиях обсуждаю с ними предложенные курсом варианты аспектов оценки, иногда меняю формулировку, даю расшифровку терминов. Непосредственно на практических занятиях учащиеся знакомятся с работами товарищей, делают письменные замечания и пожелания, которые мы позже обсуждаем. В результате учащийся всегда знает не только, какую он получил оценку, но и почему. Кроме того, я убеждена, что такая система помогает лицеистам эффективнее подготовиться к выполнению задания.

По обучению письму советую ознакомиться со следующими методическими пособиями:
Соловова Е.Н., Солокова И.Е. State Exam Maximiser Английский язык, Pearson 2007
Harmer, J How to Teach Writing, Pearson 2004
Gordon, L Writing and good language learners at Lessons From Good Language Learners, CUP 2008
Palmer, G Real Writing , CUP 2008
Renshaw, J Boost! Writing 1 – 4, Pearson Longman 2007
Boardman, C.A. Frydenberg, J Writing to Communicate: Paragraphs and Essays, Pearson 2002
Strauch, A.O. Writers at Work: The Paragraph. The Short Composition., CUP 2005

Категория: Опыт работы | Добавил: olga (30.01.2012)
Просмотров: 980 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]