Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Опыт работы

ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Термин «коммуникативная методика» объединяет несколько современных подходов к преподаванию иностранного языка, в рамках которых целью является развитие коммуникативной компетентности [7, стр.159], что подразумевает перенос акцента с изучения структуры языка на знакомство и освоение функций. Обобщая суть всех подходов (Natural Approach, Cooperative Language Learning, Content-Based Instruction, Task-Based Language Teaching), можно выделить следующие принципы коммуникативного преподавания:
•    Учащиеся изучают язык посредством использования его в целях коммуникации.
•    Практические задания нацелены на решение аутентичных, значимых задач.
•    Свобода владения языком является важной составляющей успешной коммуникации.
•    Акт коммуникации подразумевает интегрированное применение различных видов речевой деятельности.
•    Изучение языка является творческим процессом, включает оценку и допускает ошибки.
Обучение грамматике в первые годы развития коммуникативных подходов было подвергнуто остракизму как нормативное, а не функциональное занятие. Сегодня учёные призывают преподавателей придать изучению грамматики новую образовательную цель – показать, как знание грамматики позволяет эффективно и творчески решать задачи понимания и производства языка [1, стр.10].
Эффективны для формирования понимания роли грамматики для передачи смысла высказывания следующие типы упражнений:
•    Анализ смысловых особенностей на примере предложений типа After completing his report, Jerry’s laptop computer shut down automatically. The congressman made an unfavorable comment at a White House reception about rising prices.
•    Building Block Quiz [5], в процессе выполнения которых студенты анализируют данное предложение и оценивают изменения, полученные в результате ряда действий, например:
Unlike some reptiles, hermit crabs are social creatures whom thrive only in the company of other crabs.
a.    Change the comma to a semicolon.
b.    Change whom to who.
c.    Change thrive to thrives.
d.    Move unlike some reptiles to the end of the sentence.
e.    No change.
Одним из простейших способов усиления коммуникативной составляющей задания является создание «информационного разрыва» [4, стр.70], то есть ситуации, когда участники коммуникации имеют частичный доступ к информации (задающий вопрос не видит карту, не знает возраст партнёра и т.д.).
Так, обычный урок знакомства с Present Perfect можно преобразить следующим образом:
•    Знакомство со структурой явления.
•    В упражнении «Заполните пропуски, применив правило» изменить утвердительные предложения на вопросительные и сообщить студентам, что они готовят вопросы для последующих интервью.
•    Правильность выполнения задания студенты проверяют в парах, используя справочную литературу и, при необходимости, обращаясь к преподавателю.
•    Созданные вопросы студенты используют для опроса других студентов, регистрируя ответы.
•    Полученная в результате опроса информация обсуждается в группах/классом.
•    Используя «подсказки» преподавателя (суши, ужин, Париж), студенты создают собственные вопросы и т.д.
Второй пример – задание для закрепления знаний о формах выражения будущего времени и понимания «смысловой» роли грамматики:
•    Подготовьте два набора значимых повседневных вопросов с использованием структур will, going to и распределите студентов по парам.
•    Каждый участник пары получает свой набор вопросов, готовится использовать их для интервью (изучает, учит наизусть).
•    Участники пары опрашивают друг друга и фиксируют ответы.
•    Студенты, задававшие вопросы, объясняют преподавателю, чем обусловлен выбор того или иного грамматического явления в ответе их партнёра (как они поняли).
•    Студенты, отвечавшие на вопросы, высказывают свои аргументы выбора структуры и вместе сравнивают обе точки зрения.
Обобщая высказанные разными методистами пожелания, можно сказать, что на занятиях по грамматике необходимо использовать как можно больше примеров, задач, ситуаций, даже предметов из реальной жизни. Это могут быть не только предметы одежды, билеты в театр или продукты, но и анкеты, рецепты, календари, отрывки из фильмов и т.д. Типичные коммуникативные задания – это прежде всего ролевые игры, опросы, описание диаграммы, восстановление текста, сопоставление, распределение по значимости.
Изучение механизмов памяти показывает, что для повышения эффективности усвоения материала необходимо вносить в учебный процесс эмоциональный компонент [3, стр.7]. Осуществление этой задачи возможно благодаря подбору преподавателем близких всем образов для презентации грамматического явления (герои или сцены фильмов) и таких видов работы, которые вызовут интерес, смех, неожиданность, творчество на занятии. Создание рекламного плаката, написание хайку, расшифровка послания, озвучание эпизода фильма – лишь несколько примеров заданий, для выполнения которых будут задействованы все виды памяти и эмоции студентов.
В завершении следует отметить, что при работе с взрослыми студентами следует учитывать их возрастные способности к аналитической деятельности и использовать коммуникативные задания не только для введения и закрепления грамматических явлений, но и для самостоятельного анализа контекста и формулировки правила.
Литература:
1.    Crystal, D 2004 Rediscover Grammar Pearson Education
2.    Diamond, H and Dutwin, Ph 2009 E-Z English Barron’s Educational Series, Inc.
3.    Gerngross, G, Puchta, H, Thornbury, S 2006 Teaching Grammar Creatively Helbling Languages
4.    Harmer, J 2007 The Practice of English Language Teaching Pearson Education
5.    Kaplan Sharp Grammar 2008 Kaplan Inc.
6.    McKay, H and Tom, A 1999 Teaching Adult Second Language Learners CUP
7.    Richards, J.C and Rodgers, T.S 2001 Approaches and Methods in Language Teaching CUP
8.    Thornbury, S 2006 An A – Z of ELT Macmillan Publishers Ltd

Категория: Опыт работы | Добавил: olga (30.01.2012)
Просмотров: 1196 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]